Плюс к этому некоторые НКО сдают Отчет о финансовых результатах . Это нужно делать, когда:

  • НПО получила существенный доход от предпринимательской деятельности;
  • невозможно оценить финансовое положение НКО без показателя полученного дохода.

Во всех остальных случаях НКО отражает данные от предпринимательской деятельности в отчете о целевом использовании по строке «Прибыль от приносящей доход деятельности». Но если этого недостаточно, чтобы отразить финансовое положение НКО, сдайте отчет о финансовых результатах. Об этом говорится в информации Минфина России № ПЗ-10/2012.

Бухгалтерский баланс

НКО заполняют баланс по-особому (см. общую ). Некоторые разделы нужно переименовать. К примеру, Раздел III нужно назвать не «Капитал и резервы», а «Целевое финансирование». Ведь у некоммерческой организации нет цели получить прибыль. Вместо капитала и резервов НПО отражают остаток целевых поступлений. Строки баланса, которые НКО должны заменить в разделе III, названы в таблице ниже.

Код строки баланса, название которой НКО нужно заменить

Название строк у коммерческих организаций

Название строк у НКО

Раздел III Бухгалтерского баланса «Капитал и резервы»

Раздел III Бухгалтерского баланса «Целевое финансирование»

1310

Уставный капитал

Паевой фонд

1320

Собственные акции, выкупленные у акционеров

Целевой капитал

1350

Добавочный капитал (без переоценки)

Целевые средства

1360

Резервный капитал

Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества

1370

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

Резервный и иные целевые фонды

Такой порядок прописан в примечании 6 к Бухгалтерскому балансу и в примечании к приложению 4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Отчет о движении денежных средств

Отчет о движении денежных средств НКО в состав бухгалтерской отчетности не включают. Это прямо прописано в пункте 85 положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

Другие отчеты

Для фондов есть особенности. Они обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества (п. 2 ст. 7 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Налоговая отчетность

Все НКО обязаны сдавать в налоговую инспекцию сведения о среднесписочной численности сотрудников. Делать это нужно, даже если сотрудников нет. Кроме того, все НКО обязаны сдавать справки по форме 2-НДФЛ на каждого сотрудника и расчет по форме 6-НДФЛ .

Подробнее на эту тему см.:

  • Какие права и обязанности есть у налогоплательщиков ;

А в остальном состав налоговой отчетности в НКО зависит от налогового режима.

Налоговая отчетность: ОСНО

НКО на общем режиме сдают налоговую отчетность, обязательную .

Налог на прибыль

Сдавать декларацию по налогу на прибыль обязаны все НПО. Эта обязанность не зависит от того, есть облагаемые доходы или нет. Такой вывод следует из статьи 246 и пункта 1 статьи 289 Налогового кодекса РФ.

Для НКО, у которых нет прибыли, есть особенности. Они сдают декларацию только раз в год в упрощенном составе:

  • Титульный лист (лист 01);
  • Расчет налога на прибыль организаций (лист 02);
  • Отчет о целевом использовании имущества (в т. ч. денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист 07);
  • приложение № 1 к налоговой декларации.

Это следует из статьи 285 и пункта 2 статьи 289 Налогового кодекса РФ, пункта 1.2 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600.

Если некоммерческая орагнизация получает прибыль, декларацию нужно сдавать ежеквартально. При этом авансовые платежи не платят НКО, если доходы от реализации за предыдущие четыре квартала не превысили в среднем 10 млн руб. за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ).

НДС

НКО на общем режиме обязаны сдавать декларацию по НДС ежеквартально в общем порядке. Если объекта обложения НДС нет, сдайте только титульный лист и раздел 1 (п. 3 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).

Сдавать единую (упрощенную) налоговую декларацию, которая утверждена приказом Минфина России от 10 июля 2007 г. № 62н, НКО может, только если у нее одновременно нет:

  • объекта налогообложения по НДС;
  • операций по расчетным счетам.

Налог на имущество

НКО на общем режиме сдают декларацию по налогу на имущество ежеквартально, в общем порядке . Исключение – организации, у которых нет основных средств. орядок заполнения налоговой декларации по налогу на имущество изложен в статье.

Так как НПО амортизацию не начисляют, по строкам 020–140 раздела 2 декларации укажите разницу между остатком по счету 01 «Основные средства» и суммой износа на забалансовом счете 010 (п. 1 ст. 375 НК РФ).

Что касается остальных налоговых деклараций, то обязанность по их сдаче зависит от наличия у НКО облагаемого соответствующим налогом объекта.

Налоговая отчетность: УСН

НКО на упрощенке сдают отчетность, обязательную . Кроме того, НКО на упрощенке сдают ежегодно в налоговую инспекцию декларацию по единому налогу, который они платят (п. 1 ст. 346.12 НК РФ). Причем обязанность сдавать декларации не зависит от того, были доходы и расходы в отчетном периоде или нет.

Такой вывод следует из положений пункта 1 статьи 346.19 и пункта 1 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, НКО на упрощенке обязаны вести книгу учета доходов и расходов . Об этом сказано в статье 346.24 Налогового кодекса РФ и пункте 1.1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.

Подробнее на эту тему см.:

  • Как составить и сдать декларацию по единому налогу при упрощенке ;
  • Как вести книгу учета доходов и расходов при упрощенке .

НКО на упрощенке не платят налог на прибыль, налог на имущество и НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому и сдавать декларации по перечисленным налогам некоммерческая организация не обязана. Но из этого правила есть исключения:

  • НПО, у которых есть имущество, облагаемое по кадастровой стоимости (п. 2 ст. 346.11 НК РФ), платят налог с этого имущества и

Некоммерческие организации обязаны сдавать отчетность в Министерство юстиции.

Варианты отчетности НКО:

  • упрощенная.

Упрощенная отчетность – заявление в свободной форме о продолжении деятельности НКО. Подается с документом, который подтверждает:

    что в составе учредителей и участников нет граждан и организаций иностранных государств;

    отсутствие иностранного финансирования для формирования активов НКО (деньги, имущество, имущественные права). Полный список иностранных источников ;

    сумма поступлений денег и имущества за год меньше 3 миллионов рублей.

    лица без гражданства и их представители;

    иностранные граждане и организации, государства, международные корпорации;

    российские предприятия, получившие капитал или имущество из вышеперечисленных источников, кроме ОАО и их дочерних компаний с участием государства.

Разные формы НКО сдают разные формы отчетов.

    Некоммерческие организации любой формы, получившие имущество из отечественных источников, сдают:

    • форму N ОН0001 – отчет о деятельности и составе руководителей;

      форму N ОН0002 – отчет о расходовании денежных средств, полученных от жертвователей.

      если НКО получила иностранный капитал или имущество, то к отчетности в Минюст добавляется форма N ОН0003 об объеме полученных средств.

    Казачьи общества сдают форму ГРК003 . Форма содержит общую и фиксированную численность членов казачьего общества, принявших обязательства по несению государственной или иной службы (Приказ Минюста России от 13.10.2011 № 355 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации»).

    А также ОН0001 и ОН002 или сообщение о продолжении деятельности. Эти формы публикуются на информационном портале Минюста. В бумажном виде сдавать не нужно.

    Государственные компании публикуют в интернете на своем официальном сайте годовой отчет о выполнении стратегии деятельности государственной компании. Публикация учитывает требования законодательства и государственной тайны. Отчет публикуется до 1 мая следующего отчетного года.

    Политические партии раз в три года подают заявление о продолжении своей деятельности. Указывают численность членов, место нахождения руководящего органа, аналогичную информацию о региональных отделениях (п.2 ст. 27 ФЗ «О политических партиях»). Сведения о численности предоставляются в виде копии протокола результатов выборов, заверенной избирательной комиссией соответствующего уровня.

    Религиозные организации получили деньги или имущество от отечественных, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства. Такие НКО сдают (п.2. ст. 25 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях ») отчет по форме ОР0001.

    Некоммерческие организации – иностранные агенты сдают в Минюст:

    • отчет о полученных деньгах и имуществе, их предполагаемом распределении, целях расходования или использования (Форма N СП0001).

      отчет о фактическом использовании денег и имущества (Форма N СП0002).

      информация о программах, которые планируется осуществить в России (Форма N СП0003).

Принципы составления отчетности

Отчеты составляют на основании действительных организационных и бухгалтерских данных.

В отчетах раскрывают происходящие процессы и результаты завершенных проектов организации без лишних подробностей. Для уточнения контролирующие органы сами проведут аудиторскую проверку.

Оформляют отчеты в форме, которая закреплена в приказе Минюста № 170.

Отчеты сдают в территориальное подразделение Минюста, к которому относится НКО.

Отчеты сдают в установленный законом .

Способы предоставления отчетов

    Личная передача отчета.

    Отправка по почте.

    Отправка по электронной почте. Возможна при наличии электронной цифровой подписи руководителя НКО и бухгалтера.

    Публикация отчетов и результатов деятельности на официальном сайте Минюста России.

    Публикация отчетов в СМИ или на собственном сайте в интернете (за исключением персональной информации об участниках и руководителях НКО).

Срок сдачи отчетности

Отечественные НКО без иностранцев в участниках и поступлений иностранного капитала сдают или публикуют отчетность раз в год. Данное условие прописано в законе №7-ФЗ от 07.01.1996 г. «О некоммерческой деятельности». Отчетность сдают до 15 апреля следующего за отчетным года.

Иностранные НКО каждые полгода сдают или публикуют отчет о персональном составе руководителей. Раз в три месяца – отчет о целевом расходовании средств, полученных от головной компании. Обязательно 1 раз в год иностранные НКО проходят аудиторскую проверку.

Некоммерческие организации обязаны ежегодно публиковать в интернете или в СМИ сообщение о продолжении своей деятельности.

НКО обязаны публиковать в интернете или СМИ те же сведения о своей деятельности, какие предоставляют в Министерство юстиции:

    отечественные НКО – 1 раз в год;

    иностранные НКО – 1 раз в полгода.

Частые ошибки в отчетности

Ошибки в отчетности чаще всего происходят при ее подготовке:

    неполный пакет документов;

    неверные данные. Информация в формах ОН0001 и ОН0002 отличается от сведений в ведомственном реестре;

    нет заполненной формы ОН0002 по проведенным мероприятиям, упомянутым в форме ОН0001 или ведомственном реестре;

    в 1 и 2 пунктах формы ОН0002 внесены сведения о поступивших средствах вместо раскрытия статей расходования;

    раскрытие расходов нецелевых средств без указания источников поступления;

    незавершенное оформление: несшитые, непронумерованные страницы.

Ответственность за нарушение сдачи отчетности

Некоммерческие организации несут ответственность согласно статье 33 закона №7 «О некоммерческих организациях».

Деятельность некоммерческой организации: как правильно сформировать и сдать отчетность, особенности представления бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций - читайте в статье.

Вопрос: Отчет о финансовых результатах полный или упрощенный? Т.е. нужно сдать баланс, отчет о финансовых результатах, - эти формы полные или упрощенные? Пояснения к бухгалтерскому балансу не нужно сдавать?

Ответ: 1. По общему правилу НКО следует применять общеустановленную форму отчета о финансовых результатах. Она приведена в приложении № 1 к приказу № 66н. При этом вы можете сдавать отчет о финансовых результатах в упрощенной форме (приложение № 5), если вашей компании не запрещено вести бухучет в упрощенном виде (пункт 4, 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ).

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации ».

2. Да, вы можете применять упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств для социально ориентированных организаций (приложение № 6 к приказу № 66), если организация имеет право на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (п. и ст. 6 Закона № 402-ФЗ, письмо Минфина России от 27.12.2013 № 07-01-06/57795 , пункт 2.1 , п. 3 ст. 1 Закона № 7-ФЗ , Закона № 7-ФЗ).

3. Да, пояснения к бухгалтерской отчетности можно не сдавать. Однако при желании по существенным показателям можно привести необходимые пояснения к бухгалтерской отчетности, составив их в произвольном виде в текстовой и (или) табличной форме. Ориентироваться при этом можно на пример оформления, приведенный в приложении № 3 к приказу № 66н. Также допустимо составить такие формы, как отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств. Обе формы приведены в приложении № 2 к приказу № 66н.

Обоснование

Какие документы нужно сдавать в составе бухгалтерской отчетности

Некоммерческие организации

Минимальный состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации таков: Бухгалтерский баланс, Отчет о целевом использовании средств и приложения к ним. Об этом сказано в части 2 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Некоммерческие организации должны составлять Отчет о финансовых результатах, если выполняются следующие условия:

  • в отчетном году некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;
  • показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;
  • раскрытия данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в Отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;
  • без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности.

Такой вывод следует из положений части 1 статьи 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктов и ПБУ 4/99, информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012 .*

Вместе с тем, некоммерческие организации могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств (п. 85 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

Однако применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать отчетность по упрощенным формам не вправе некоммерческие организации, признанные иностранными агентами. То же самое касается адвокатских бюро и нотариальных палат. Полный список тех организаций, которые не вправе упрощать учет и отчетность, приведен в части 5 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.*

Состав отчетности некоммерческих организаций приведен в таблице .

Состав бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций

Форма Кто сдает Документ, которым утверждена форма Периодичность сдачи Срок сдачи
Бухгалтерский баланс Ежегодно
Бухгалтерский баланс (упрощенная форма) Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года
Отчет о финансовых результатах Все некоммерческие организации при выполнении определенных условий Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года
Отчет о целевом использовании средств Все некоммерческие организации по своему выбору Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года
Отчет о целевом использовании средств Все некоммерческие организации (за некоторыми исключениями) Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года
Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (в текстовой и (или) табличной формах) Все некоммерческие организации Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года*

Отчетность некоммерческих организаций (НКО) в Минюст России

Что сдавать Кто сдает Отчетный период и срок сдачи Основание
Заявление о соответствии требованиям статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и информация о продолжении деятельности (форма произвольная)

НКО (кроме бюджетных и казенных учреждений), у которых:

Нет участников (членов) - иностранных граждан и (или) организаций, лиц без гражданства;

В течение года не было поступлений денег и имущества от иностранных источников;

В течение года поступление денег и имущества составило не более 3 млн руб.

Законодательно срок не определен.

П. 4.1 и 4.2 ст. 1, Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ*

Правило № 1 Все НКО сдают бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств

Есть нюансы

Состав бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством РФ, поскольку они являются организациями государственного сектора (п. 4 ст. 14 Закона № 402-ФЗ).

Как и коммерческие фирмы, НКО в обязательном порядке составляют бухгалтерский баланс. Что касается отчета о финансовых результатах — формы № 2, то ее некоммерческим компаниям нужно заполнять только в конкретных случаях, о них мы подробно поговорим в следующем разделе. Зато всем без исключения НКО нужно заполнить отчет о целевом использовании средств (п. 2 ст. 14 Закона № 402-ФЗ). Где брать бланки указанных документов?*

Начнем с бухгалтерского баланса. В приказе Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — приказ № 66н) содержится целых три бланка этого документа. Первая форма — общая. Она приведена в приложении № 1 к приказу № 66н. Ее может использовать любая НКО. Две других формы — упрощенные. Поэтому есть смысл разобраться, в каких случаях НКО вправе их использовать.

Так, в приложении № 5 к приказу № 66н приведена упрощенная форма баланса для субъектов малого предпринимательства. Но из всех НКО таковыми могут считаться лишь потребительские кооперативы. И то лишь при соблюдении определенных критериев (о них мы рассказали во врезке справа). То есть большинство НКО субъектами малого предпринимательства не являются. Получается, лишь некоторые потребительские кооперативы могут позволить себе использовать эту упрощенную форму (п. и статьи 6 Закона № 402-ФЗ).

Некоммерческие организации не попадают в категорию компаний малого бизнеса, за исключением потребительских кооперативов. Но даже потребкооператив, чтобы считаться малой организацией, должен соответствовать ряду условий.

А в приложении № 6 к приказу № 66н приведена форма, предусмотренная специально для социально ориентированных некоммерческих организаций (о них смотрите во врезке ниже). При этом в письме Минфина России от 27.12.2013 № 07 01 06/57795 сказано, что данную форму могут использовать и другие НКО. Дело в том, что по общему правилу некоммерческим организациям предоставлено право вести бухучет по упрощенной форме и заполнять упрощенную бухгалтерскую отчетность (п. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ). Однако специальные формы пока не утверждены, поэтому НКО разрешено применять форму баланса, предусмотренную для социально ориентированных компаний. Обратите внимание: она намного проще, чем общая форма. Только имейте в виду: эту специальную форму из приложения № 6 к приказу № 66н не могут применять некоммерческие организации, которые не имеют права на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Такие НКО перечислены в пункте 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ. Это, в частности:

— организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту;

— жилищные и жилищно-строительные кооперативы;

— кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);

— политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;

— адвокатские палаты;

— нотариальные палаты;

— некоммерческие организации, включенные в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.*

И теперь поговорим о форме отчета о целевом использовании средств. По общему правилу НКО отчитываются по форме, приведенной в ). Это НКО, созданные в формах, предусмотренных Законом № 7-ФЗ , за исключением государственных корпораций, госкомпаний и политических партий. Абсолютно точно не могут признаваться социально ориентированными потребительские кооперативы, ТСЖ, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан. Поскольку на эти НКО Закон № 7-ФЗ не распространяется (п. 3 ст. 1 Закона № 7-ФЗ). Кроме того, чтобы организация считалась социально ориентированной, она должна осуществлять деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в России, а также виды деятельности, указанные в статье 31.1 Закона № 7-ФЗ.*

Правило № 2 Отчет о финансовых результатах НКО рекомендовано составлять, если доходы от бизнеса существенны

Некоммерческая организация может вести предпринимательскую деятельность, если это предусмотрено ее уставом. Но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана (п. 4 ст. 50 ГК РФ). При этом не должно быть законодательного запрета на такую деятельность.

Данные о прибыли от предпринимательской и иной подобной деятельности раскрываются в отчете о целевом использовании средств. Для этого в данной форме предусмотрена соответствующая строка. Но если вы считаете, что сведения в отчете о целевом использовании средств раскрываются недостаточно подробно, можно составить еще и отчет о финансовых результатах. Например, это потребуется, если в отчетном году ваша организация получила существенный доход от коммерческой деятельности (п. 1 ст. 13

По общему правилу НКО следует применять общеустановленную форму отчета о финансовых результатах. Она приведена в приложении № 1 к приказу № 66н. По-другому могут поступить только потребительские кооперативы, которые являются субъектами малого предпринимательства и вправе применять упрощенные способы бухучета. Они могут использовать форму, предусмотренную приложением № 5 к приказу № 66н.*

Заметьте: обе формы называются «Отчет о прибылях и убытках». Название это старое. Начиная с отчетности за 2012 год указанный отчет должен именоваться отчетом о финансовых результатах (информация № ПЗ 10/2012). Поэтому при необходимости самостоятельно внесите в заголовок формы изменения.

Как известно, для некоммерческих организаций были упрощены процедуры государственной регистрации, предоставления отчетности и осуществления контроля за их деятельностью (Федеральный закон от 17.07.2009 № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О некоммерческих организациях”»). Исходя из того, что некоммерческая организация как собственник целевого капитала обязана не позднее шести месяцев после окончания отчетного года подготовить и утвердить годовой отчет о формировании целевого капитала и об использовании, распределении дохода от целевого капитала, рассмотрим обусловленные спецификой деятельности формы отчетности. Отметим также, что в случае, если такой некоммерческой организацией сформировано несколько целевых капиталов, указанный годовой отчет готовится по каждому сформированному целевому капиталу.

В целом отчетность некоммерческих организаций можно условно разделить на следующие группы:

  • бухгалтерская отчетность;
  • налоговая отчетность;
  • отчетность перед государственными внебюджетными фондами;
  • статистическая отчетность;
  • специальная отчетность.

Состав отчетности в отношении некоммерческой организации зависит как от ее организационно-правовой формы, так и от особенностей налогообложения (в частности, от применяемого режима налогообложения).

Бухгалтерская отчетность

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 23.11.2009) «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность, в состав которой входят следующие формы:

  • бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • отчет об изменениях капитала (форма № 3);
  • отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
  • пояснительная записка;
  • аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Следует отметить, что для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), установлен упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности. Указанные организации представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в составе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также отчета о целевом использовании полученных средств.

Кроме того, нужно обратить внимание на то, что в соответствии с приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н (ред. от 18.09.2006) «О формах бухгалтерской отчетности» некоммерческие организации могут не представлять формы № 3–5 бухгалтерской отчетности в случае отсутствия соответствующих данных.

Бухгалтерская отчетность в сокращенном составе (формы № 1 и № 2) также представляется в органы государственной статистики.

С 2003 г. в связи с введением в действие УСН многие некоммерческие организации перешли на указанный специальный налоговый режим. Такие организации в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, а значит, и составления бухгалтерской отчетности. Но при этом установлена обязанность ведения данными организациями учета доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ. Доходы и расходы учитываются в Книге доходов и расходов, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н.

Налоговая отчетность

Обязанность составления и представления в предусмотренных законодательством случаях налоговой отчетности в форме налоговых деклараций (расчетов) установлена ст. 23 НК РФ. Состав налоговой отчетности некоммерческих организаций напрямую зависит от применяемого режима налогообложения: общего или специального налогового режима. При общем налоговом режиме состав налоговой отчетности включает в обязательном порядке:

  • налоговую декларацию по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ);
  • налоговую декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 289 НК РФ).

Нужно иметь в виду, что форма декларации по НДС изменилась. Новая форма декларации по НДС утверждена приказом Минфина России от 15.10.2009. Указанная форма декларации применяется уже с отчетности за IV квартал 2009 г.

В отношении налога на прибыль нельзя не отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 289 НК РФ некоммерческие организации, у которых не возникает обязанности по уплате налога, представляют налоговые декларации в упрощенной форме по истечении налогового периода. Также следует принять во внимание, что налоговая декларация по налогу на прибыль применяется в редакции приказа Минфина России от 16.12.2009 № 135н.

Некоммерческая организация, обладающая движимым и недвижимым имуществом, учитываемым на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, обязана составлять налоговую отчетность по налогу на имущество в форме налоговой декларации и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество, что закреплено в ст. 386 НК РФ. Следует обратить внимание на то, что ранее организация, не имевшая объектов налогообложения налогом на имущество, все равно обязана была представлять так называемую «нулевую» налоговую отчетность по налогу на имущество. Однако теперь в связи с принятием Федерального закона от 30.10.2009 № 242-ФЗ «О внесении изменения в статью 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» организации освобождены от обязанности представлять расчеты и декларации по налогу на имущество организаций при отсутствии объекта налогообложения.

В случае если в отношении некоммерческой организации зарегистрировано транспортное средство, то она обязана составлять и представлять налоговую декларацию и налоговые расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу (ст. 363.1 НК РФ).

Если некоммерческая организация обладает правом собственности на земельный участок или же правом постоянного (бессрочного) пользования им, то в отношении нее установлена обязанность формирования налоговой декларации и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу (ст. 398 НК РФ).

Некоммерческие организации, равно как и коммерческие, признаются налоговыми агентами по НДФЛ в соответствии со ст. 226 НК РФ. В качестве самого простого примера здесь можно привести отношения между работодателем и работником в части начисления и выплаты заработной платы. Указанное выше обстоятельство влечет за собой необходимость составления и представления в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ.

Как уже было отмечено выше, с момента введения специального налогового режима в виде УСН довольно большое число некоммерческих организаций воспользовалось правом перехода на указанный налоговый режим.

В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение УСН предусматривает освобождение организаций от уплаты налога на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пп. 3, 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого при осуществлении операций по договору простого товарищества, договору доверительного управления имуществом или концессионному соглашению на территории РФ).

Применение УСН обязывает некоммерческие организации составлять и представлять в налоговые органы налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в порядке, установленном ст. 346.23 НК РФ. Форма декларации утверждена приказом Минфина России от 22.06.2009 № 58н.

Отчетность перед государственными внебюджетными фондами

Данной группе отчетности следует уделить особое внимание в связи с изменениями законодательства, вступившими в силу с начала текущего года. Отмена с 01.01.2010 Федеральными законами от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) и № 213-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"» ЕСН и введение обязанности начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и обязательное медицинское страхование внесли определенные новшества, в том числе и в порядок формирования и представления отчетности.

Привычная для многих декларация по ЕСН отменена, а администрирование указанных выше страховых взносов передано от налоговых органов Пенсионному фонду России (ПФР), а также Фонду социального страхования (ФСС России). В связи с изменением порядка администрирования взносов страхователи в соответствии с п. 9 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ должны подавать расчеты ежеквартально по месту своего учета:

1) до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФР - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования (ОМС);

2) до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ФСС России - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС России, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в ФСС России.

Следует обратить внимание на то, что подача расчетов в налоговый орган по месту учета налогоплательщика-страхователя не предусматривается.

Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования представляется по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 894н.

Отчетность в ФСС России несколько видоизменилась, что стало следствием указанных выше изменений законодательства. Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за I квартал 2010 г. должен быть представлен по форме-4 ФСС РФ, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 № 871н.

Помимо этого организации также обязаны формировать отчетность, связанную со сдачей сведений по персонифицированному учету. Эта обязанность установлена Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В связи с принятием Федерального закона № 212-ФЗ порядок сдачи сведений по персонифицированному учету в ПФР изменился. Так, в 2010 г. их нужно сдавать два раза - по итогам полугодия и года (до 01.08.2010 и 01.02.2011), а начиная с 2011 г. - четыре раза в год, ежеквартально (до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля).

Статистическая отчетность

Помимо представления бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках некоммерческой организацией в органы государственной статистики подаются сведения по специализированным формам статистического наблюдения.

Говоря об особенностях отчетности некоммерческих организаций, следует указать, что в отношении них среди прочих установлена специальная форма статистического наблюдения - форма № 1-НКО «Сведения о деятельности некоммерческой организации». Указанная форма является новой. Форма утверждена приказом Росстата от 02.10.2009 № 213, является единовременной и действует для отчета в 2010 г. Также в отношении некоммерческих организаций действует форма № 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций», утвержденная приказом Росстата от 14.08.2008 № 189 (ред. от 10.07.2009, с изм. от 18.11.2009).

Органы государственной статистики могут запросить и другие сведения по установленным формам.

Специальная отчетность

При формировании комплекта отчетности в отношении некоммерческих организаций следует принимать во внимание Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 05.04.2010) «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Сейчас указанные выше сведения представляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, по форме № ОН0001 «Отчет о деятельности некоммерческой организации и сведения о персональном составе ее руководящих органов», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 (ред. от 08.12.2008). Сведения представляются ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Однако указанное выше требование распространяется не на все некоммерческие организации. Так, согласно п. 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до 3 млн руб., представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

С 01.01.2010 вступил в силу п. 3.2 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, в соответствии с которым некоммерческие организации обязаны каждый год размещать в сети Интернет или средствах массовой информации отчет о своей деятельности в объеме сведений, которые представляются в Минюст России или его территориальный орган, а некоммерческие организации, у которых выполняются условия, перечисленные в п. 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, - сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения этих отчетов и сообщений определяет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Следует отметить, что в настоящее время существует достаточно большое число форм некоммерческих организаций, и действующее законодательство требует от них представления той или иной отчетности.

Так, общественные объединения в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об общественных объединениях» обязаны ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.

Помимо этого общественные объединения обязаны ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Аналогичная обязанность закреплена и за такой формой некоммерческой организации, как религиозная организация (ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Благотворительные организации, являясь также некоммерческими организациями, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» также обязаны ежегодно представлять в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения:

  • о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
  • персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
  • составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
  • содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
  • нарушениях требований указанного выше едерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Некоммерческие фонды в соответствии со ст. 118 ГК РФ и п. 2 ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

М. В. Панов,
аттестованный аудитор Минфина России, член НП «Московская Аудиторская Палата», ведущий эксперт аудиторско-консалтинговой компании «РУСКОНСАЛТИНГ ГРУПП»

Отчетность НКО - это обязанность, лежащая на всех структурах этого рода. Несмотря на то, что такие организации создаются не с целью получения прибыли, государство пристально следит за их деятельностью. Именно поэтому они должны отчитываться. В этом материале разберемся, какую отчетность, куда и когда должны подавать некоммерческие организации.

Существуют несколько форм отчетности для некоммерческих организаций, которые подаются в Минюст. Их бланки утверждены Приказом Минюста РФ от 29.03.2010 № 72 .

Отчетность НКО в Минюст в 2020 году: сроки подачи и виды

Приказ Минюста РФ от 29.03.2010 № 72 утверждает следующие типовые формы:

  • о деятельности НКО и ее руководителях — № ОН0001;
  • о расходовании денежных средств и использовании имущества — № ОН0002;
  • об объемах средств и имущества, полученных от иностранных лиц и целях его использования, — № ОН0003;
  • о деятельности религиозных организаций и ее лидерах — № ОР0001;
  • для структурных подразделений иностранных компаний — № СП0001, № СП0002, № СП0003.

Методические рекомендации по заполнению всех перечисленных форм содержатся в Приказе Минюста РФ от 17.03.2011 № 81 . Подавать отчеты должны все НКО. Некоторые поблажки существуют для организаций, получивших в течение года не более 3 миллионов рублей, членами и руководителями которых не являются иностранцы, при условии, что средства не получены от других государств. Такие НКО могут подавать отчеты в свободной форме. В этом документе необходимо привести данные, доказывающие соответствие перечисленным параметрам. Такая возможность описана в пункте 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ .

Что касается сроков подачи, то формы ОН0001, ОН0002 , ОН0003, СП0002 подаются до 15 апреля. СП0001 подается до последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом. СП0003 — до 31 октября, а отчеты в свободной форме необходимо предоставлять до 30 марта.

Ответственность НКО за нарушения

В случае выявления нарушений в деятельности сначала Минюст выносит предупреждение с требованием устранить правонарушения. Для принятия соответствующих мер выделяется как минимум 1 месяц. Если нарушения по истечении установленного срока не устранены, на организацию может быть наложен штраф (часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ ):

  • для должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей;
  • для юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.

Кроме этого, может быть применено административное взыскание в виде дисквалификации сроком на три года или принудительного прекращения деятельности через суд.

Недобросовестные организации, не предоставляющие вообще или не подающие вовремя отчеты о своей деятельности и финансовом положении, также могут быть наказаны. Согласно