Подсчитали тут в конце года и не прослезились. Опять наше сельское хозяйство впереди планеты всей. По итогам прошлого года Россия собрала рекордный урожай зерновых — 134,1 млн тонн, побив исторический рекорд в 127 млн тонн, поставленный ещё в 1978 году. Мы уже уверенно доминируем на мировом рынке по пшенице, накормим всех, так и в целом по экспорту зерна вышли на второе место в мире. Куда катимся, так и про нефть забыть можно. Всё это, конечно, хорошо, а есть ли у нас техника, чтоб это всё добро убрать с полей, если такая тенденция будет продолжаться? Оказалось, что и наше сельскохозяйственное машиностроение, пережив войны, лихие 90-е, всем врагам назло, остаётся на высоте. Например, наш флагман по производству комбайнов, легендарный «Ростсельмаш», уверенно входит в пятерку крупнейших мировых производителей сельскохозяйственной техники и скоро произведёт свой 3 000 000 комбайн. Как же к ним в гости не напроситься? Итак, мы с вами переносимся в Ростов-на-Дону, где и находится их основное производство. Кстати, 80% хлеба в нашей стране убирается именно с помощью их машин.

Сегодня «Ростсельмаш» — это уже не один завод, а целая большая семья, причём с родственниками за рубежом. Так в состав группы компаний RSM на данный момент входят 13 предприятий, расположенных на 10 производственных площадках в 4 странах мира. А ещё у них и очень приличная сеть дилерских и сервисных центров. Их продуктовая линейка включает в себя более 150 моделей и модификаций 24 типов техники, а это уже не только комбайны, но и различные трактора, опрыскиватели, кормозаготовительное и зерноперерабатывающее оборудования и т. д. Вся эта красота выпускается под брендами ROSTSELMASH и VERSATILE и продаётся в более чем 50 стран

Как вы уже догадались, Ростсельмаш завод совсем не маленький, много здесь цехов, ни один день нужно потратить, чтоб это всё хозяйство обойти. У них есть и своя литейка, металло и мехобработка, сварочно-окрасочное и сборочное производство. Даже своё КБ по почвообрабатывающей и посевной технике. Поэтому мы с вами сегодня посмотрим лишь только всё самое вкусное и важное, а то фотки устанете листать:). А начнём мы, пожалуй, с корпуса по производству комбайнов ЦСК-2 (или просто конвейер № 2). Этот корпус был специально создан для выпуска новой техники. Сейчас на этой площадке собирают уникальный роторный зерноуборочный комбайн TORUM, высокопроизводительный зерноуборочный комбайн RSM 161, кормоуборочный комбайн RSM 1401 и самоходную универсальную косилку KSU-1. Короче говоря, это место, где собирают самые мощные, инновационные сельхозмашины Ростсельмаша.

Как мне признались, за восемь часов здесь собирают три машины. Скоро будет больше. По плану выйти на 8 штук в день или примерно 1500-2000 ед./год. Между прочим, каждый комбайн состоит из 18 тысяч деталей, представляете, какие тут умельцы работают, что у них даже лишних деталей не остаётся при сборке. Что сразу бросается в глаза, что здесь много молодёжи, а это значит, что у завода всё лучшее ещё впереди.

Кстати, как только наш будущий комбайн попадает на конвейр, на него сразу заводится дело, чтоб потом можно было с лёгкостью определить кого хвалить, кого ругать…Как мне признались, у некоторых особо отличившихся работников есть даже именные штампы. И за каждое такое клеймо доплачивают 5-6 000 рублей.

Между прочим, одновременно на конвейере собираются разные модели, ведь тут задача — не работать на склад, а чтоб каждый клиент в своё время смог стать счастливым.

16. Не знаю, как вам, но мне вот этот трудяга KSU-1 сильно приглянулся.

20. Ещё, что меня порадовало на Ростсельмаше, что работа реально кипит — свободных мест на конвейере нет! А, значит, спрос на наши чудо машины имеется неплохой.

Эта универсальная самоходная косилка KSU-1, как многостаночница, готова решать сразу несколько задач. Она и скашивает, и укладывает, может измельчать и меня вон зацепила:).

А это уже корпус, где производятся трактора. Его производственная площадь составляет 6 048 кв. м. Данная площадка начала работу в августе 2016 года.

Опять есть повод для гордости. Так, 13 июля 2010 года, в Ставропольском крае в деревне Кевсала наш трактор VERSATILE 535 установил мировой рекорд, который даже был занесён в Книгу Гиннеса. За сутки с помощью него было обработано 417 га земли.

31. Здесь в составе линии установлены 211 ед. оборудования, которые позволяют собирать до 1 000 машин в год.

Опять возьму паузу и обращу ваше внимание на то, что тут не просто «отверточная» сборка, а производство полного цикла. Кстати, кто не в курсе, в 2007 году наши купили в Канаде завод Buhler Versatile Inc, который ведёт свою историю с 1945 года и недавно перевели тракторное производство оттуда сюда. Теперь синергия отечественного опыта и западных технологий работает на наше благо. И даже страны ЕС с их хвалёными мерседесами сейчас не могут устоять от Ростовских тракторов и комбайнов.

Да, я краем уха и об этом слышал, когда ехал сюда, но увидеть вживую одно из самых передовых производств в мире дорогого стоит. Это же не только правильная организация производственного пространства или наличие современного оборудования, тут же сама культура производства у работников другая. Здорово, что даже в нашем машиностроении теперь появляются такие практики, а это ведь не нефтянка или металлургия, где денег много и могут экспериментировать.

Сейчас здесь производят различные трактора и опрыскиватели под маркой VERSATILE, в том числе их флагмана — трактор RSM 2375. Это один из немногих тракторов, который уже в базовой комплектации покрывает весь необходимый набор сельхозопераций. 2375-й относится к тракторам с шарнирно сочлененной рамой. С производства машина выезжает на спаренных колесах, с трехточеченой навеской CAT и тяговым брусом.

Самоходный опрыскиватель Versatile SP 275 — это мощная и высокопроизводительная машина для высокоточного и равномерного внесения рабочих растворов. Возможный диапазон нормы внесения от 50 до 500 литров на гектар. В своей нише она одна из лучших.

Движение главного тракторного конвейера здесь организовано методом вытягивания. Т. е. при помощи мягких тросов первый трактор в линии, готовый к выходу из цеха, словно локомотив, тянет за собой всю цепочку, стоящую на конвейере. Говорят, что это более экономичный метод по сравнению с традиционным.

43. Сейчас в данном корпусе работает 188 человек.

И, наконец, самый главный корпус, где и находится главный сборочный конвейер Ростсельмаша. Он был построен ещё в 1984-1985 годах, правда, его недавно тоже значительно модернизировали.Сам цех состоит из восьми производственных участков сборки, двух участков окраски и участка сварки рам. Здесь сейчас собираются знаменитые ACROS, VECTOR и кормоуборочный DON-680M, а также самые высокотехнологичные в своём классе — комбайны NOVA. А всё начинается здесь.

Из себя главный конвейер представляет пластинчатый конвейер длиной в пол километра, движущийся с максимальной скоростью 1 такт в 8 минут. Все платформы конвейера, согласно графику, постепенно передвигаются, при этом они в обязательном порядке делают десять остановок по 30 минут. Вот на них-то и ловят рабочие свой шанс, чтоб успеть прикрутить нужные детали.

46. А так первым делом на платформу выгружают шасси с задними колёсами.

47. Главный сборочный конвейер рассчитан на одновременный монтаж 80 машин. Вся сборка осуществляется за один круг конвейера.

48. Тут же параллельно собираются и другие агрегаты будущего комбайна. Вот стенд сборки соломотрясов.

Проектирование завода (1921-1926 гг.)

В 1921 г. после окончания гражданской войны, Главсельмаш, организованный при Высшем Совете Народного Хозяйства (ВСНХ), разработал 10–летний план восстановления производства сельхозмашин. В 1922 г. Главсельмаш начал осуществлять этот план, отобрав 40 наиболее крупных и перспективных предприятий, на которых было сосредоточено основное внимание. И уже в 1925 г. эти предприятия достигли дореволюционного уровня производства.

За годы войны и революции большая часть сельскохозяйственного инвентаря пришла в негодность, а количество крестьянских хозяйств значительно увеличилась за счет конфискации помещичьих земель, поэтому Советское правительство вынуждено было вновь обратиться к импорту. Но в 1924 году в Госплане, ВСНХ и на местах началась предварительная подготовка к постройке новых заводов сельхозмашиностроения.

При Главметалле ВСНХ была создана специальная комиссия в составе инженеров А. Я. Глаголева, Н. М. Эшлимана и В. И. Волошина, изучавшая вопрос о целесообразности постройки завода сельхозмашин на Северном Кавказе, которая закончила свою работу 23 июня 1925 г. Уже 1 августа 1925 г. Главметаллом были одобрены материалы комиссии, в которых говорилось, что Северный Кавказ имеет большое будущее, т.к. богат углем Донбасса, металлом Таганрога и Сулина, лесом Майкопа, а также является одним из главных потребителей сельскохозяйственных машин.

Из резолюции заседания ВСХН СССР от 1 августа 1925 г.: «Ввиду того, что Юго-Восток представляет огромный рынок сбыта сельскохозяйственного инвентаря и ввиду того, что существующий в Ростове-на-Дону завод «Красный Аксай» удовлетворяет потребности края в незначительной степени, а также, принимая во внимание близость Ростова к металлургическим и топливным центрам, признать необходимым развитие сельскохозяйственного машиностроения на Юго-Востоке страны. Признать, что Ростов-на-Дону в будущем должен стать одним из главных пунктов производства сельскохозяйственного инвентаря, как занимающий выгодное положение в смысле сбыта продукции и снабжения сырьем, наличия квалифицированной рабочей силы и технического персонала и, кроме того, как крупный политический и промышленный центр. Проектирование завода необходимо начать немедленно».

1 октября 1925 г. приказом Крайсовнархоза было организовано Управление по проектированию и постройке нового завода, как части заводов «Красный Аксай» и «Армалит» (Армавир). Техническое руководство проектированием комбината заводов сельхозмашиностроения было поручено инженеру Дмитрию Дмитриевичу Бондареву. В инженерный состав проектной организации «Новстройсельмаш», впоследствии «Сельмашстрой» входили: В.Ю. Ган – начальник технического управления, профессор, Н.П. Крутиков – начальник техотдела, профессор, инженеры А.И. Федоров, Н.К. Орлов, И.В. Соболев, М.А. Иванов, Н.Н. Джунковский, П.С. Наумов, Н.А. Василенко, Ф.Л. Катани, Ф.Ф. Денисов, техники П.Т. Тыркалов и Н.Н. Чеботарев. Всего в проектировании было занято свыше 100 инженеров и техников.

Проектировщики начали свою работу с того, что доказали нецелесообразность дробления производства на отдельных территориях, т.к. на это потребовались дополнительные оборотные средства, что повлекло бы за собой увеличение стоимости продукции. В результате была обоснована производственная программа самостоятельного завода.

Из воспоминаний профессора Н.П. Крутикова: «В то время проект завода представлял весьма сложную проблему. Подобного завода не было не только в Советском Союзе, но и во всем мире. Понятия «конвейер», «поток» требовали исключительно убедительной аргументации, расчетов, изысканий. Я был командирован в США и посетил 63 завода машиностроения. Это оказало решающее влияние на дальнейшее проектирование. Первый проект был составлен из расчета выпуска машин на конной тяге, в то время, как реконструкция сельского хозяйства требовала машин на тракторной тяге. Проект снова пересматривался. Всего было проведено несколько частичных и две коренных перепроектировки».

14 мая 1927 г. в Ленинграде в Государственном Институте по Проектированию Металлических Заводов проходила защита проекта завода. А в 1929 г. проект был снова пересмотрен в связи с налаживанием производства комбайнов.

Строительство завода (1926-1931 гг.)

Одновременно с разработкой проекта шли поиски места для будущего завода. 22 марта 1926 г. комиссия Главметалла и Гипромеза осмотрела и одобрила участок недалеко от станции «Нахичевань-Донская». В этот же день состоялось заседание Ростово-Нахичеванского Горсовета с участием представителей краевых организаций, на котором было принято решение: «Выделить 239 десятин земли под стройку завода и жилых домов, из них 120 десятин – под завод, а 119 – под жилье».

Во втором квартале 1926 г. начались строительные работы. В то время, когда утверждался проект, строились подъездные пути, временные вспомогательные сооружения. В музее завода хранится старая фотография, датированная апрелем 1926 г.: на фоне бескрайней степи, недалеко от железной дороги виднеется деревянный домик под толевой крышей. Рядом с ним грубо сколоченные стол и скамьи под треногой для тента. Это были первые «сооружения» будущего гиганта. В домике работали десятники и техники-изыскатели. Сюда прибывали первые землекопы, чтобы получить инструмент и наряд на работу. Сюда же привозили на подводах камень, кирпич и бревна. Именно этот домик стал началом эпопеи замечательной истории завода-гиганта, одного из 518 объектов индустриализации, начавшейся в период реконструкции народного хозяйства.

К 1 апреля 1927 года было уложено 4,5 км железных и 4 км мостовых дорог, построены деревобделочная и механическая мастерские, временное паровозное депо, 2 небольших здания строительной конторы, 11 бараков, 7 материальных складов и конюшня. Были построены железобетонные резервуары емкостью в 30 тысяч ведер, канализация сточных вод будущего поселка, осветительная, силовая, электрическая и телефонные сети. Территория была ограждена проволочным забором.

Во второй половине 1927 г. началось промышленное строительство. Были заложены фундаменты будущих цехов: дереобделочного, крестьянских ходов, лесорезки. В следующем году начались работы по сооружению кузнечно-прессового корпуса, цеха серого чугуна, цеха уборочных машин, ремонтно-механического, гаража и здания ФЗУ. В 1929 г. началось строительство модельного цеха, сталелитейного, инструментального, плужного, сеялок, ковкого чугуна, паросушек, газогенераторной и здания заводоуправления.

Строительство было рассчитано на 5 лет, начиная с 1926 г. Но уже в июле 1929 г. вошли в эксплуатацию первые 5 из 18 запроектированных цехов. 21 июля 1929 г. завод выдал первую партию крестьянских ходов по государственному акту приемки. Именно этот день считается днем рождения завода.

В мае 1928 г. Николай Павлович Глебов-Авилов, сыгравший большую роль в строительстве предприятия, был назначен начальником Сельмашстроя. 15 июня 1930 года было закончено строительство первой очереди завода. В этот день директор Глебов-Авилов объявил об этом на слете ударников стройки. Слет отправил ЦК ВКПб трудовой рапорт об окончании строительства. Спустя несколько дней была получена ответная телеграмма о награждении завода Сельмашстрой Орденом Трудового Красного Знамени.

В конце 1930 г. в цехах были завершены работы по монтажу оборудования. 1 января 1931 г. завод вступил в строй действующих и получил на этот год впервые с начала строительства государственный план выпуска продукции. 1 апреля 1931 г. приемочная комиссия приняла, а начальник Сельмашстроя Н.П. Глебов-Авилов сдал Ростовский-на-Дону завод сельхозмашиностроения в эксплуатацию. В этом документе (приемочный акт) впервые завод назван «Ростсельмаш».

После 16 съезда партии в стране начался мощный подъем колхозного движения. По темпам коллективизации Северный Кавказ, Средняя и Нижняя Волга были наиболее подготовленными для перехода к крупному коллективному земледелию. Сюда и направлял Сельмаш свою первую продукцию. По ряду причин реализация этого решения приостановилась. В сентябре 1930 года было принято решение о постройке завода всего на 10 тысяч комбайнов в год, в связи с этим объединили Комбайнстрой с Сельмашем. Для руководства строительством при Управлении Ростсельмаша был организован отдел капитального строительства во главе с Матвеевым М.С. В январе 1931 г., когда Сельмаш уже был в числе действующих предприятий, началось строительство цеха комбайнов площадью 4 га. Это явилось новым поворотом в судьбе Ростсельмаша – ему суждено стать лидером комбайностроения.

Новый цех готовился к пуску, а тем временем шла напряженная работа над созданием первого советского комбайна. Еще осенью 1929 г. началось его проектирование группой советских инженеров И.И. Зиминым (руководитель), П.И. Гурьяновым и А.А. Яковенко. Первый комбайн по чертежам этих конструкторов был собран на заводе «Красный Аксай». Его назвали «Колхоз». Летом 1930 г. он вышел на испытания. Рядом c ним работало несколько комбайнов американских фирм, и «Колхоз» не без успеха соперничал с «иностранцами».

Довоенный период (1931-1940 гг.)

Летом 1931 г. в опытной мастерской строящегося цеха комбайнов завершилась сборка двух комбайнов более совершенной конструкции, которые получили название Сталинец». На полях совхоза «Хуторок» Краснодарского края наши комбайны проходили испытания вместе с американскими комбайнами «Оливер», «Холт» и «Катерпиллер». Советские машины работали лучше и, в отличие от комбайнов всех зарубежных марок, имели возможность убирать не только хлеб, но и подсолнечник, кукурузу и просо. В январе 1932 г. в строй вступил сборочный цех комбайнов завода «Ростсельмаш», а в мае на поля страны был отправлен первый эшелон комбайнов «Сталинец–1». Построив «Ростсельмаш», страна не только перестала ввозить комбайны из–за границы, но и сама начала их экспортировать.

В 1937 г. весь мир показывал свои достижения на Всемирной промышленной выставке в Париже, куда «Ростсельмаш» отправил свой комбайн «Сталинец-1». Сложнее всего оказалось организовать его доставку до места проведения выставки – комбайн везли на открытой платформе, возле которой около каждой станции собиралось много желающих посмотреть на невиданную машину. В то время в каждом советском совхозе таких машин было больше, чем во всей Франции. По результатам выставке в Париже комбайну «Сталинец-1» была присуждена высшая награда – диплом «Grand Prix».

Ростсельмашевские комбайны завоевали большую популярность по всей стране. Передовые комбайнеры устанавливали на них мировые рекорды уборки. Например, в Чкаловской области за сезон убрали 6012 га (вместо 378 га), при этом было сэкономлено 16 тонн горючего. На сцепе двух комбайнов «Сталинец–1» было заменено 1637 человек, 373 лошади, 25 жаток, 25 молотилок, 25 веялок, 40 сортировок, а при уборке вручную на эту работу потребовалось бы 3323 человека.

В 1938 г. в Москве открылась сельскохозяйственная выставка, где «Ростсельмаш» получил диплом первой степени. 14 июня 1940 г. на главном конвейере был собран уже 50–тысячный комбайн «Cталинец–1».

Великая Отечественная Война (1941-1945 гг.)

Во время войны тысячи ростсельмашевцев уходили добровольцами на фронт, их места у станков занимали жены, сестры, дети. Цеха предприятия быстро перестраивались на выпуск военной продукции. Станки устанавливались без фундамента, на «лагах», позволявших производить демонтаж и перестановку оборудования в течение нескольких часов.

Когда немецкие войска были уже на подступах к Ростову, ростсельмашевцы выпускали продукцию для фронта и одновременно возводили оборонительные сооружения и бомбоубежища. 13 октября 1941 года коллективу Ростсельмаша был дан приказ начать демонтаж оборудования и отправку его в Ташкент. Эвакуация завода стала титанической работой. Вся заводская территория превратилась в сплошной поток движущихся грузов, которых доставляли с помощью лебедок, катков, авиации. Более 3500 вагонов потребовалось для эвакуации завода. 19 октября 1941 г. с завода выехала последняя группа работников во главе с директором Титаренко М.М.

В Ташкенте тоже вершился подвиг. Для размещения завода в Ташкенте были предоставлены площадки в разных частях города. Этого было не достаточно и часть оборудования пришлось отправлять в Узбекистан г. Чирчик в 60 км от Ташкента. Таким образом, в Узбекистане образовалось 4 филиала Ростсельмаша – 3 в Ташкенте и один в Чирчике.

На 33–й день после прибытия оборудования в Ташкент завод снова начал выпускать продукцию для фронта. Монтаж станков и конвейеров шел под открытым небом или в наскоро приспособленных сараях и других помещениях. На 35–й день непрерывной работы был выплавлен первый чугун. За 3 месяца на пустом пространстве площадью 12 тыс. кв. м выросли цеха перебазированного в тыл завода. Ростсельмаш давал фронту мины калибра 82 мм и 120 мм, боеголовки к снарядам РС (катюша), фугасные авиабомбы (ФАБы) 50 кг, 100 кг и 250 кг.

14 февраля 1943 года войска Южного фронта освободили Ростов. Город лежал в развалинах. Разрушены были почти все предприятия, в том числе Ростсельмаш и его поселок. Восемь суток перед сдачей немцы планомерно взрывали и жгли завод. В груды развалин превратились все цеха, жилые дома, дворец культуры на ул. Клубная, здание института Сельхозмашиностроения и т.д. Материальный ущерб, нанесенный заводу, составил свыше 180 млн. рублей.

23 февраля, на 10–й день освобождения стали работать первые 33 станка Ростсельмаша. Одновременно развернулась подготовка и по выпуску военной продукции, организован ремонт танков, тракторов, автомашин. Для восстановления завода пришлось расчистить 150 тысяч кубометров завалов, уложить 21 млн. кирпичей, 37 тысяч кубометров бетона, смонтировать 8 тысяч тонн металлоконструкций, уложить 185 тысяч кубометров кровли. За короткое время было введено в действие 145 тысяч кв. м. производственных площадей.

Пока шло интенсивное восстановление завода, сельмашевские специалисты Красниченко А.А., В.В. Прошунин и И.И. Попов создали конструкцию комбайна «Сталинец–6». А 30 апреля 1947 года в цехе уборочных машин были собраны новые комбайны «Сталинец–6». Разработчики новой конструкции получили звание Лауреатов Сталинской премии.

Переход на самоходные комбайны (1945-1961 гг.)

В середине 50-х годов в народном хозяйстве страны наметилась специализация промышленных предприятий. С августа 1955 г. согласно решению июльского Пленума ЦК КПСС «Ростсельмаш» стал специализироваться на выпуске зерноуборочных комбайнов. Были сняты с производства плуги и кукурузоуборочные комбайны, завод постепенно переходит на выпуск только зерноуборочных комбайнов.

В конце 1955 г. заводу было предложено начать подготовку выпуска новой уборочной машины – комбайна «РСМ-8». Также как и «Сталенец-1» и «Сталенец-6», этот комбайн был разработан конструкторами завода Ростсельмаш. Он имел большой захват жатки, большую пропускную способность молотилки. Штифтовой барабан был заменен бильным. Эти усовершенствования делали его более производительным. Комбайн «РСМ-8» производился чуть более года (конец 1956 г. – начало 1958 г.) и был выпушен в количестве 50 тысяч.

В марте 1958 г. завод получил новое ответственное задание – в пятимесячный срок перестроиться на выпуск самоходных комбайнов «СК-3». 15 марта в 17.30 с главного конвейера сошел последний комбайн «РСМ-8», а 12 июля, ровно через 100 рабочих дней, приемщик Министерства сельского хозяйства принял первые 27 самоходных комбайнов, изготовленные «Ростсельмашем» по разработкам конструкторов Таганрогского ГСКБ под руководством Изаксона. 24 января 1961 г. выпущен уже 100-тысячный самоходный комбайн СК-3.

Современная история (1962-2000 гг.)

В феврале 1962 г. «Ростсельмаш» начал выпуск следующей серийной модели – СК-4, которая превосходила предыдущую по производительности на 25%. На международной выставке в Лейпциге в 1963 г. машине был присужден диплом I-ой степени, в Чехословакии (1964 г.) модель завоевала медаль и в том же году в Венгрии получила высшую награду - «Серебряный Кубок». Комбайн СК-4 был признан самой награждаемой моделью среди зерноуборочных машин всего мира. В августе 1969 г. завод «Ростсельмаш» выпустил свой миллионный комбайн.

В 1973 г. завод осуществил переход на выпуск еще более новой модели комбайнов серии СК «Нива», представленной в нескольких модификациях: крутосклонная, рисоуборочная и др., предназначенные для работы в различных природных зонах, а также для уборки незерновых сельскохозяйственных культур. Кроме того, в этот период изготавливались томатоуборочные комбайны, молотилки для обработки льна, приспособления для уборки крупяных культур. В 70-е годы завод «Ростсельмаш» был полностью обновлен. Вследствие реконструкции завод превратился в специализированное предприятие, готовое обеспечить сельское хозяйство страны современной для того времени техникой.

К своему 50-летнему юбилею в 1979 г. завод занимал стабильное лидирующее положение в своей отрасли. В начале 80-х «Ростсельмаш» преступил к разработке и внедрению в производство высокоэффективных зерноуборочных комбайнов семейства «Дон». Это был уже седьмой по счету переход завода на производство новых машин. В феврале 1984 г. с главного конвейера «Ростсельмаша» сошел 2-миллионный комбайн, а уже в октябре 1986 г. в серийное производство была запущены первые «Доны».

Следующим этапом в развитии предприятия стало его преобразование из государственного в акционерное общество открытого типа (конец 1992 г.), собственником которого стал коллектив завода «Ростсельмаш». Перемены в политико-экономической ситуации в стране в середине 90-х годов не могли не сказаться на деятельности завода: участились простои, не выплачивалась заработная плата.

В 2000 г. с приходом на завод стратегического инвестора – холдинга «Новое содружество», владеющего сейчас контрольным пакетом акций, - предприятие заработало с новой силой. В результате численность работников завода увеличилась до 18 тыс. человек, были полностью погашены задолженности по заработной плате, увеличилось количество выпускаемых комбайнов. Подробнее о сегодняшней деятельности ОАО «Ростсельмаш» смотрите в новостях раздела Пресс-центр.

Фамилия: Мальцев

Имя: Валерий

Отчество: Викторович

Должность: Генеральный директор завода «Ростсельмаш»

Биография


Родился 8 октября 1971 году. Окончил факультет авиационных двигателей Московского авиационного института в 1994 году.


С 1993 года работает на различных руководящих должностях в группе компаний «Новое Содружество»


1996—2001 — генеральный директор ЗАО «Новый мыловар» (Москва)


2001 — исполнительный директор ЗАО «Авиастар-СП (самолетное производство)» (Ульяновск);


2001 —2002 — генеральный директор промышленного союза «Новое Содружество»


С 2005 — генеральный директор ООО Комбайновый завод «Ростсельмаш»


Член Центрального совета Российского аграрного движения, член рабочей группы Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по вступлению России в ВТО.


Источник: Академик

Досье


Мутная ситуация вокруг госпакета акций Ростсельмаша привела к тому, чтоих цена панически взлетела. Хотя после первого и единственного прибыльного 2002 года в спрос на ростовские комбайны упална треть. Пока не подошли спасительные заказы «Росагролизинга», работа завода поддерживалась, чтобы только не останавливать производство. Лишь бюджетные деньги помогли «Ростсельмашу» избавиться от затоваривания.


За три года хозяйничания московские менеджеры из «Нового Содружества» поставили на «Нивы» и «Доны» импортные кондиционеры и увеличили ширину задней колеи «Нивы» до ширины передней. На этом творческий потенциал нынешних владельцев иссяк. Ни один новый комбайн в серийное производство так и вышел.


Не сумев справиться с производством, руководители «Нового Содружества» решили взять реванш на поле «черного пиара». В «Российской газете» появилась явно заказная статья, порочащая президента «Агромашхолдинга» Юрия Коропачинского, чье объединение производит в Сибири успешно конкурирующие с ростовскими комбайны «Енисей». К тому времени «Агромашхолдинг» уже запустил в серию новые современные «Русланы», а «Нивы» вышли на поля, когда генеральные директора «Ростсельмаша» от «Нового Содружества» Сергей Лебедев и Валерий Мальцев были еще детьми. Надо добавить, что фамилии Коропачинский, Генералов имеют вес в российском бизнесе, а кто такие
Бабкин и Мальцев знали лишь на рынке масложировых и мыловаренных
предприятий.


Вовсю раструбили пиарщики «Нового Содружества» о якобы успешном показе своей техники в Красноярске. По итогам этой акции краевая администрация решила разорвать уже заключенное с «Ростсельмашем» соглашение.


Источник: КОМПРОМАТЫ.ru, 10.07.2003

В 2005 году совет директоров ОАО «Ростсельмаш» удовлетворил заявление Валерия Мальцева о сложении полномочий гендиректора этого акционерного общества. В заявлении в совет директоров свое желание покинуть пост гендиректора акционерного общества Мальцев обосновал тем, что «совмещение должностей единоличных исполнительных органов ОАО «Ростсельмаш» и ООО Комбайновый завод «Ростсельмаш» затрудняет процесс принятия решений и приводит к необходимости рассмотрения органами управления формальных вопросов».

Сделка по покупке «Ростсельмашем» канадского Buhler , о подготовке и заключении которой рассказывает в своей статье совладелец РСМ Константин Бабкин, может изменить расстановку сил на российском рынке агротехники. Интенсификация растениеводства и распашка агрохолдингами новых больших площадей генерируют спрос на мощные колесные трактора (более 300 л. с.), которые в нашей стране производит ПТЗ . Не исключено, что к «Кировцам» скоро прибавится Buhler , выпускающий машины до 535 л. с.: российские владельцы компаний думают об организации их сборки на мощностях РСМ.

Наш основной бизнес — производство комбайнов, и здесь «Ростсельмаш » [основной актив промышленного союза «Новое Содружество »] давно в лидерах. Однако в начале 2000-х годов мы столкнулись с неожиданной проблемой. Если комбайны дилеры брали только у нас, то трактора — у других производителей, мы их просто не выпускали. Это была угроза: конкуренты давали продавцам скидки, шаг за шагом продвигая свою технику, в том числе комбайны. Мы стали подумывать о том, чтобы обзавестись собственным тракторным производством. Организовывать его самостоятельно значило терять много времени и денег.

Решили приобрести

Поэтому нужную технологию решили купить. Для начала попытались найти ее в России. Долго присматривались к Харьковскому тракторному заводу, но в итоге отказались от этой идеи: машины этого предприятия пришлось бы существенно модернизировать, что обошлось бы очень дорого. Ездили на заводы в Липецк и Волгоград [ЛТЗ и ВгТЗ], но и там не сложилось. Оставалось только обратить взоры на Запад. Отдел маркетинга составил справку, какие в мире остались независимые производители и что каждый из них собой представляет. Оказалось, что хороших предприятий всего несколько, в том числе в Канаде, Индии и Румынии. Нас интересовали качество продукта этих заводов, объемы продаж, долга, выручки и т. д. Изучив эту информацию, поняли, что больше всего нам подходит канадский Buhler .

Мы отправили канадцам письмо общего содержания: у вас хорошая компания, у нас хорошая компания — почему бы не сотрудничать? Ответ не заставил себя ждать: «Приезжайте». В аэропорту нас встретил основатель и основной акционер Buhler Джон Бюлер. Сразу спросил: с чем пожаловали, ребята? Когда мы предложили купить завод, Бюлер очень удивился. Он думал, что мы хотим обсудить совместное производство в Краснодарском крае, где у него была площадка. А тут такое заявление!

Джону тогда было 74 года, вся его жизнь связана с Buhler . Он любил повторять, что хочет умереть на своем заводе. И хотя продавать компанию «Бюлер» не планировал, наше предложение его заинтересовало. Во-первых, в объединении «Ростсельмаша» и Buhler была внутренняя логика: мы [комбайновый и тракторный заводы] подходили друг другу как две части пазла. Человек, болеющий за свое дело, Джон не мог не понимать этого. Была и еще одна причина. Мы оценили Buhler процентов на двадцать дороже, чем она торговалась на рынке. Впрочем, не считаю, что мы переплатили: пусть никто столько бы не дал за канадскую компанию, но ведь и такого объединительного эффекта, какой получили мы, тоже никто бы не добился.

Знакомство и сделка

Завод мне сразу понравился: чисто, аккуратно, работа кипит. Но было видно, что он не загружен полностью. Отлично, подумали мы, значит, не потребуется больших инвестиций. Финансовые показатели изучили до поездки в Канаду, благо Buhler - публичная компания. Приятно удивила дружественная атмосфера на заводе. Приходя с утра на работу, Бюлер запросто останавливался поговорить с охранником. Вечером в первый день к нам подошла уборщица: спросила, что мы здесь делаем, какие планы. Такое легкое общение не в нашей традиции, но мне понравилось: безусловно, это было сильной стороной компании. Осмотрев предприятие, отправились в Россию, куда вскоре приехал Бюлер. Он посетил «Ростсельмаш » и остался доволен.

Торг, впрочем, был жестким — по цене, дивидендам и другим финансовым деталям. Сначала мы рассматривали разные форматы сделки: приобрести небольшую долю, 50% акций или весь Buhler . В итоге купили 80%, около 15% осталось у Бюлера. Считаю, что это лучший расклад. Мы получили контроль за меньшие деньги и обеспечили преемственность, оставив основателя в компании.

Соглашение было подписано в августе 2007 года, а в октябре мы юридически вступили в права владения. Буквально через неделю провели собрание акционеров. Пост президента, который раньше занимал Джон Бюлер, занял мой деловой партнер по «Ростсельмашу», исполнительным директором стал глава одного из наших российских предприятий. Это наша позиция: мы покупаем активы, чтобы не просто владеть, но и кон-тролировать их.

Вопрос «кого назначать — канадца или русского?» не стоял: нужен был проверенный человек, знающий нашу компанию, ее требования и корпоративные правила. Да и нет никакой специфики в управлении ино-странным предприятием. Уж не знаю, оттого ли, что мы много смотрим западные фильмы или отчего-то еще, но англосаксонский менталитет и культуру понимаем. Готовясь к сделке, я даже специально прочитал воспоминания советского посла в Канаде, и книга только упрочила меня в этой мысли.

Новые владельцы

Мы собрали ключевых менеджеров и инженеров Buhler , человек 20-25, и поставили задачу: увеличить производительность. С рядовыми сотрудниками на данную тему не говорили, возложив эту миссию на более подходящего человека — Джона Бюлера. Он придумал праздник юбилейного трактора, на котором всем рассказал о новых акционерах. Люди отнеслись к услышанному позитивно. Российских покупателей иностранных активов часто пугают сильными профсоюзами. Но мы этой «радости» лишены. Ведь для Бюлера это больная тема: в свое время, купив другой завод, он на деле узнал, что такое профсоюз, и в итоге заплатил $50 млн, лишь бы от него избавиться. Помня об этом, Джон сделал все, чтобы на Buhler его вообще не было.

Интеграция двух компаний — процесс долгий, нам еще далеко до его завершения, но кое-какие выводы мы уже сделали. Сейчас наша ростовская конструкторская группа работает над унификацией: основное производство останется в Канаде, но отдельные части трактора будем производить в России. Так мы сэкономим время и деньги. Есть чему поучиться у канадских инженеров: наши специалисты ездят на Buhler , и этот обмен будет продолжаться.

Еще в первый визит меня удивило, как мало на канадском заводе людей, охранник там, например, вообще один. Для России такое немыслимо. Думаю, дело в производственной культуре, и, наверное, кое-какие принципы мы позаимствуем для других своих предприятий. Так же, как и дизайн. С первого взгляда на тракторы Buhler понятно, что это машины высокого уровня. Хотелось бы применить эти дизайнерские находки в России. Мы получили современый завод, и благодаря этому к октябрю 2008 года планируем удвоить производ- ство на Buhler , доведя его до 1200 машин в год.

Harvard Business Review Россия № 6 (39) 2008

«Ростсельмаш» и Buhler

Производители агротехники.
«Ростсельмаш» входит в промышленный союз «Новое Содружество». Мощность — 6,3 тыс. комбайнов в год. Реализует технику в 17 странах. Финансовый оборот за 2006/2007 гг. (с октября по октябрь) — 13,5 млрд руб. Владеет 80% акций Buhler Industries.
Buhler Industries специализируется на производстве тяжелых тракторов (300−535 л. с.). Выручка — $157,19 млн в финансовом году, завершившемся 30 сентября 2006 г., чистая прибыль за тот же период — $4,11 млн.

Контекст

Сначала «Ростсельмаш» рассчитывал получить контрольный пакет Buhler до конца сентября 2007 года, выкупив 51% его акций по 7,5 канадских долларов ($7,86) за бумагу. Еще до 30% акций он собирался, начиная с 2009 года, выкупать в течение четырех лет равными траншами по 7,25% акций по 7,6 канадских долларов ($7,96). Однако затем «Ростсельмаш» выступил с новым предложением — выкупить сразу 80% акций по 7,25 канадских долларов за бумагу. Эта оферта и была принята. Сделка, таким образом, составила $151,93 млн, а вся компания была оценена в $189,92 млн. Сумма сделки предусматривала 16%-ную премию к текущим котировкам акций Buhler на бирже в Торонто (Канада). Продающего акционера стороны официально не раскрыли. По данным Buhler на 28 сентября 2007 года, 78% акций компании принадлежало ее основателю управляющему директору Джону Бюлеру и его семье.

Собственники ростовского завода комбайнов "Ростсельмаш" из "Нового Содружества" занялись ажиотажной скупкой акций предприятия и пиаром своих несуществующих успехов

Вадим Макеев

Мутная ситуация вокруг госпакета акций Ростсельмаша привела к тому, что их цена панически взлетела. Наоборот, после первого и единственного прибыльного прошлого года в нынешнем спрос на ростовские комбайны упал на треть. В первом полугодии, пока не подошли спасительные заказы "Росагролизинга", работа завода поддерживалась, чтобы только не останавливать производство, потому что еще с прошлого года на площадках завода под снегом зимовало до полутора тысяч машин. Лишь бюджетные деньги в июле и августе помогли "Ростсельмашу" избавиться от затоваривания. В первом полугодии "Ростсельмаш" впервые в истории произвел комбайнов меньше, чем его главный конкурент - Красноярский завод комбайнов. За 6 месяцев этого года на КЗК было собрано 1867 "Енисеев" и 298 машинокомплектов для Орловского комбайнового завода, тогда как в Ростове собрали 1375 комбайнов.

За три года хозяйничания московские менеджеры из "Нового Содружества" поставили на "Нивы" и "Доны" импортные кондиционеры и увеличили ширину задней колеи "Нивы" до ширины передней. На этом творческий потенциал нынешних владельцев иссяк. Ни один новый комбайн в серийное производство так и вышел. На сайте завода и сегодня каждый может прочитать обещания "Нового Содружества" "в ближайшей перспективе освоить выпуск машин нового поколения, в том числе зерноуборочных Дон-091, Дон-141 и кормоуборочного Дон-750". 300 "Донов-091" обещал к маю 2003 года президент "Нового Содружества", бывший мыловар Константин Бабкин. Нет этих "Донов". Огромные усилия, потраченные на разработку и подготовку к выпуску новых машин заводскими мастерами, перечеркнуты, а вместо этого вовсю пиарится еще не прошедший испытания комбайн "Дон-ХХХ", который фермеры называют не иначе, чем "Дон-Ха-ха-ха". Да и мастеров на заводе практически не осталось, перед майскими праздниками с предприятия были разом уволены полторы тысячи человек, многие из которых отдали заводу десятки лет жизни.

Хвалебные релизы пресс-службы "Нового Содружества" на деле раздевают предприятие догола, демонстрируя непрезентабельные мощи бывшего гиганта.

Например, сообщается, что Саратовская область закупила пять "Донов" с ведущими мостами "CLAAS", в Казахстане купили 35 комбайнов, эстонцы подписали контракт о поставке двух (!) зерноуборочных комбайнов "Дон-1500Б", и в следующем году "Ростсельмаш" планирует продать в Эстонии 5-10 машин. Эти победные реляции о продажах единичных комбайнов для завода, который должен производить 7-10 тысяч комбайнов в год, вроде предсмертного заключения - больной еще жив, видите, даже сердце сокращается пять раз в минуту.

Не сумев справиться с производством, руководители "Нового Содружества" решили взять реванш на поле "черного пиара". В "Российской газете" появилась явно заказная статья, порочащая президента "Агромашхолдинга" Юрия Коропачинского, чье объединение производит в Сибири успешно конкурирующие с ростовскими комбайны "Енисей". В лучших традициях доносительства на пяти страницах в одном из самых престижных изданий страны иностранных инвесторов предупреждают, как опасно связываться с господином Коропачинским. О комбайнах "Агромашхолдинга", которые теснят на рынке ростсельмашевское старье, нет ни слова. Да и что можно выдумать, если Красноярский завод комбайнов уже запустил в серию новые современные "Русланы", а "Нивы" вышли на поля, когда генеральные директора "Ростсельмаша" от "Нового Содружества" Сергей Лебедев и Валерий Мальцев были еще детьми. Надо добавить, что фамилии Коропачинский, Генералов имеют вес в российском бизнесе, а кто такие Бабкин и Мальцев знают, в основном, на рынке масложировых и мыловаренных предприятий.

Вовсю раструбили пиарщики "Нового Содружества" о якобы успешном показе своей техники 15 августа в Красноярске. Да вот только закончилась эта акция громким конфузом ростовчан. По итогам презентации ростовских комбайнов краевая администрация решила разорвать заключенное в июле соглашение с "Ростсельмашем". Как заявил Виктор Раздуев, краевая администрация не против того, чтобы на рынке края была представлена техника различных производителей, но она не желает участвовать в пиар-акциях ростовского комбайнового завода. К тому же "Новое Содружество" не выполняло договорных обязательств перед краем.

Если бы ростовские комбайны были так хороши, как утверждают в "Новом Содружестве", красноярские крестьяне купили бы их, несмотря ни на какие лоббистские усилия "Агромашхолдинга". Но, согласно пресс-релизу самого "Нового Содружества", в крае за первое полугодие было куплено всего шесть (!) ростовских машин. Комментарии излишни.

Скупку у мелких собственников акций "Ростсельмаша" можно рассматривать как последнюю попытку "Нового Содружества" хоть что-то заработать на владении заводом. В следующем году государство продает принадлежащие ему 20,8% акций предприятия. Если бы "Новое Содружество" намеревалось остаться на предприятии, то, владея контрольным пакетом, оно могло не тратить деньги на скупку акций, а вложить их в производство и новые модели. Единственной целью скупки акции у мелких собственников может быть только желание заработать на их перепродаже вместе с контрольным пакетом будущему собственнику завода. Поскольку на базе "Ростсельмаша" образовано несколько самостоятельных предприятий, то каждый процент акций может много значить при продаже предприятия по частям.

Юрий Коропачинский не отрицает возможного участия "Агромашхолдинга" в конкурсе на госпакет "Ростсельмаша". Не исключено, что недавний визит в Красноярск заместителя генерального директора завода Александра Севастьянова был посвящен как раз переговорам об условиях продажи "Ростсельмаша" пусть конкурентам, но все-таки профессионалам-комбайностроителям. В противном случае "Новое Содружество" рискует проиграть конкурс на госпакет акций "Ростсельмаша", и оказаться один на один с хищниками вроде "Альфы" или гигантами вроде "РусПромАвто", которые оставят от "Нового Содружество" рожки да ножки, плюс воспоминания о том, что когда-то в Ростове-на-Дону делали зерноуборочные комбайны.

Директор ростовского филиала инвестиционной компании "Тройка Диалог" Иван Ковалев так прокомментировал ситуацию с акциями "Ростсельмаша": "Движением котировок на фондовом рынке обычно управляет жадность или страх". И то, и другое, судя по действиям "Нового Содружества", могло сказаться на самообладании его топ-менеджеров, которым сейчас за всеми проблемами явно не до комбайнов.